Захоронения являются памятниками историко-культурного наследия сибирских татар. Один из них – Новоуфимская астана располагается на берегу реки Вагай вблизи деревни Новоуфимской, вторая – Юрумская астана находится в черте деревни Киргинцево (ныне не существующей на карте района).

| Фото автора.

В ходе подготовки материала основным источником информации стало научное издание "Астана в истории сибирских татар: мавзолеи исламских миссионеров, как памятники историко-культурного наследия", автором которого является тюменский музеевед, историк-исследователь Ришат Рахимов. В книге говорится, что в Западной Сибири зафиксировано более 150 сведений о существовании астаны и значительная часть из них располагается в Тюменской области: Вагайском, Тобольском, Уватском, Ялуторовском, Тюменском, Ярковском и Аромашевском районах.

 

В работе историка-исследователя содержится информация о том, что в 2005 году исполнилось 100 лет со времени опубликования профессором Казанского университета Н.Ф. Катановым в "Ежегоднике Тобольского губернского музея" перевода рукописи о религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири. В документе, написанном на языке сибирских татар арабской графикой, рассказывается о походе 366 мусульманских проповедников и 1700 воинов в Западную Сибирь для обращения местных народов в ислам. В результате "войны за веру" 300 шейхов погибли. В рукописи перечислено 29 захоронений, ставших впоследствии предметом культа святых мучеников (авлийа) среди сибирских татар. За каждой астаной был закреплён хранитель (карауцы), который имел на руках рукопись в виде свитка (сарача), и этот культовый предмет передавался по наследству. В советский период, во времена жёсткой антирелигиозной политики, большинство грамот хранителей было утрачено, а арабская графика забыта. Сохранившиеся сарача, как правило, содержались в строгом секрете, и об их существовании часто не знали даже родные. Рукопись, переведённая Н.Ф. Канатовым, есть не что иное, как грамота одного из хранителей астаны, и длительное время она являлась единственным известным и наиболее ранним документальным источником по исламизации Сибири. В настоящее время две с подобным содержанием сарачи хранятся в Санкт-Петербургском институте востоковедения РАН, но, к сожалению, они не переведены на русский язык и не введены в научный оборот, но, тем не менее, документы атрибутированны, и краткое содержание их известно. Все сохранившиеся грамоты позволяют пролить свет на вопросы, связанные с историей сибирских татар, процессом принятия ислама коренными народами Сибири, а также являются памятником их языка, письменности и литературы.

 

Датирование начала исламизации Сибири является дискуссионной темой среди исследователей. Одни связывают это с объявлением ханом Узбеком ислама государственной религией Золотой Орды (первая половина XIV века), куда формально входило и Сибирское ханство, другие – с ханом Кучумом (вторая половина XVI в.), третьи считают, что даже в ХVIII веке часть сибирских татар ещё не приняла ислам. Большинством же исследователей, благодаря публикации в 1905 году рукописи Н.Ф. Катанова, временем прихода первых исламских миссионеров принято считать конец XIV века. Доподлинно известно лишь то, что этапы принятия ислама сибирскими татарами связаны с открытием постоянных караванных путей, переселением в Сибирь новых групп более религиозных бухарцев и поволжско-приуральских татар. В 1570-х годах по приглашению хана Кучума и его брата Ахмед-Герея из Бухары прибыло в Сибирь большое количество мусульманских проповедников. Они были приняты с почестями и устроены по татарским деревням для выполнения своей миссии. Накануне падения Сибирского ханства в Искер прибыли три новые миссии из Бухары и Ургенча. По приданию один из миссионеров – Дин-Али-Ходжа был женат на дочери Кучума. В ХVIII веке их потомки жили в Сабанаковых и Тадзымовых юртах.

 

ЮРУМСКАЯ АСТАНА

 

Сибирские мусульманские святыни в период отсутствия мечетей выступали местом, где могли собраться люди, объединённые религией ислам. Со временем многие татарские поселения прекратили своё существование ещё во время завоевания Сибирского ханства, и некоторые астаны оказались в вблизи построенных русских деревень. В связи с этим большинство деревянных сооружений над могилами святых шейхов не восстанавливалось, но традиция поминовения не утратилась, а сохранялась и передавалась хранителями мавзолеев из поколения в поколение. Так в Аромашевском районе одно из захоронений – Юрумская астана находится в черте русской деревни Киргинцево, которая прекратила своё существование в 1975 году.

 

По публикации профессора Катанова она известна, как мавзолей шейха Давлет-Алий (из детей имама Ахмеда, из внуков Абу-ль-Хасана Хиркари у реки Вагая на Юруме) и женщины-миссионерки Хадиджи-биби, пришедшей с шейхами Багаутдина. В рукописной грамоте хранителя Юрумской астаны захоронение фигурирует, как мавзолей шейха Давлет Гали, потомка шейха Абульхасана.

 

В книге историка-исследователя Ришата Рахимова говорится, что в черте русской деревни Киргинцево данная астана оказалась к началу ХХ века. Жители населённого пункта в 1920-х годах огородили могильные насыпи изгородью, и эта необходимость возникла с тем, что они связывали травмы и болезни детей с играми на ханских могилах. На момент обследования какие-либо сооружения на месте Юрумской астаны отсутствовали – некрополь сохранился в виде двух небольших вытянутых насыпей, ориентированных по линии юго-запад – северо-восток. Оба холма значительно заросли травой. Хранителем астаны являлась Ш.Б. Саитчабарова, принявшая должность в 1979 году от своей матери Н.А. Назыровой. У семьи сохранилась старинная грамота (сарача рисале). В 2004 году был выполнен перевод этой рукописи, и в настоящее время она, наряду с публикацией Н.Ф. Катанова, является одним из основных документальных источников по теме исламизации Сибири.

 

Найти среди бывших жителей Киргинцево тех, кто знает что-либо о мусульманских захоронениях, не удалось. Старожилов, которые точно могли бы помнить об астане, к сожалению, сейчас уже нет в живых, а те, кто помоложе, не особо владеют информацией.

 

Уроженки деревни Любовь Меньшова и Надежда Степанюк (Аверина) поделились, что они и местные ребятишки любили играть на буграх, расположенных в черте Киргинцево. Слышали от взрослых, что это древние татарские захоронения.

 

– Мы были маленькие, и значения этим словам не придавали. Помню, один из холмов начал разрушаться, бывало, что на осыпавшихся участках находили кости, были ли это фрагменты костей животных или человека я не знаю, – рассказала Любовь Михайловна.

 

Коллега – корреспондент районной газеты Сергей Степанюк поделился историей, которую в 80-х годах прошлого столетия услышал от Михаила Киргинцева – жителя деревни Киргинцево (возраст мужчины на тот момент составлял за 60 лет). Во время завязавшейся беседы о деревне, сельчанин вспомнил эпизод из детства, когда руководство местного сельхозпредприятия решило на месте небольшого холма, расположенного в черте деревни, соорудить силосную яму. После того, как трактор начал работу, из-под земли начали выпахиваться старинные изогнутые мечи, шлемы. Предметы случайной находки деревенские унесли по домам, но вскоре в Киргинцево приехали сотрудники НКВД и всё изъяли.

 

С далёких времён среди мусульманского населения Аромашевского района почитаемым местом является Новоуфимская астана – второй по счёту мавзолей исламских миссионеров, похороненных на территории. Данное захоронение не известно ни по публикации профессора Н.Ф. Катанова, ни по рукописной грамоте хранителя Юрумской астаны. Расположено оно на левом берегу реки Вагай в берёзовой роще, в одном километре к западу от деревни Новоуфимской и 550 метрах к востоку от автодороги Аромашево – Вагай. Памятник представляет собой холм округлой формы, который огорожен забором с ориентированной на юг калиткой.

 

Астана почитается новоуфимцами, как мавзолей шейхов Шайхулислам-азиза и Начемитдин-азиза, являющихся братьями шейху Хаким-ата (Баишевская астана). В поминальных молитвах, читаемых на месте захоронения, верующие вспоминают и имя Хакима-ата. В народной памяти сохранилась даже кличка собаки братьев – Катмир, она почитается местными жителями в качестве домашнего покровителя.

 

В советский период местные власти относились к почитанию святыни более лояльно, чем в других районах, и даже выделяли пиломатериал для обновления ограждения астаны. Последний раз ограда была обновлена жителями деревни Новоуфимской в начале 2000-х годов. Хранителем астаны являлась М.М. Шарафутдинова, она приняла должность в 1960-х годах прошлого столетия от своей свекрови. Род Шарафутдиновых считается принадлежащим к роду шейхов (шыкх-тугум). Сарача (рукописная грамота хранителя) имелась, но, к сожалению, была утеряна.

 

Пролить свет на далёкие исторические события помогли воспоминания старожилов, которым в своё время о захоронениях рассказывали родители, бабушки и дедушки. Старожил деревни Новоуфимской Фарид Алимович Абубакиров поделился, что изначально хранителем местной астаны являлся мулла Чамалетдин, который приходится ему родственником. Когда он умер, обязанности карауцы возложили на его бабушку Шамшихамар Шарафутдинову.

 

– Она оставалась хранительницей Новоуфимской астаны на протяжении всей жизни. Каждый год проводила ритуал поминовения – котым в честь мучеников за веру – авлийа. После смерти бабушки карауце стала её сноха Марвар Шарафутдинова, потом в течение шести лет эти обязанности выполняли мы с женой Фаузией, ежегодно проводили ритуал поминовения, да и сейчас читаю молитвы. Раньше, когда был помоложе, делал это рядом с местом захоронения, а теперь только дома. Ходить на астану тяжеловато стало, всё-таки 81 год уже мне, – сказал Фарид Алимович.

 

Старожил отметил, что деревенские жители – и стар и млад уважительно относятся к месту захоронения авлийа, ухаживают за ним, делают пожертвования.

 

Считается, что места захоронений наделены духовной силой своих авлийа. Отношение мусульман к ним особое, и выражается это в том, что рядом с астаной люди стараются вести себя благопристойно: читают молитву, дают садака (пожертвование), не сквернословят.



Поделиться:

Другие материалы рубрики Общество

Давайте вспомним, что тут было

Время неумолимо движется вперёд, вместе с ним меняется и облик нашего села. Давайте сегодня вспомним, что было на месте современного магазина «Магнит».

Центр "ВОИН" открывает второй поток обучения инструкторов

В Тюменской области стартует второй поток обучения инструкторов АНО ДПО «ЦРВСП» (Центр «Воин»). Торжественная церемония открытия состоится 1 марта в 17:00 в Малом зале Дворца культуры "Нефтяник". В мероприятии примут участие гости из Роспатриотцентра и центрального аппарата Центра «ВОИН».

Аромашевские дороги активно готовят к весне

В селе продолжаются снегоуборочные работы.

Аромашевцам рассказали о графике работы подразделения по вопросам миграции во время выборов Президента России

Выборы Президента РФ состоятся с 15 по 17 марта 2024 года. Документом, подтверждающим право на участие в выборах, является паспорт гражданина РФ.