Фото из личного архива семьи Барабанщиковых.

Начало в № 5 от 15 января

 

С 1826 года деревня входила в Кротовский православный приход с церковью в Кротово. В 1901 году был создан и отправлен в Тобольскую духовную консисторию проект часовни. После того как его утвердили, в Усть-Лотовке началось возведение часовни, которая была построена в 1902 году и названа в честь святых апостолов Петра и Павла.

 

В XVIII веке на Руси появились люди, которые почитали субботу вместо воскресенья и соблюдали другие ритуалы иудаизма. В разных губерниях это начинание подхватили тысячи человек. Русские тянулись в новообразованную секту. Правительство запретило субботников, непокорных сектантов изгоняли из уездов, целыми деревнями ссылали в Сибирские губернии, в том числе и в Тобольскую. Появились субботники и в Усть-Лотовке.

 

Из воспоминаний жительницы Усть-Лотовки Любови Андреевны Брызгаловой (записанных Галиной Михайловной Штриккер):

 

– Раньше деревня была огромная. Дома стояли по обе стороны реки Балахлей. Кладбище, на котором сейчас людей хоронят, было когда-то погостом субботников. А деревенских всех, нашей православной веры, хоронили в Кротово или в Орловке. Я думаю, что моя бабушка была из субботников. Помню из детства, что в субботу она никогда не работала: этот день считала праздничным. Плохого субботники ничего людям не делали. Ещё бабушка говорила, что за рекой Балахлей находится киргизское кладбище, где именно, уже не помню.

 

Услышав упоминание о проживающих когда-то в деревне киргизах, вспоминаю о её древнем названии Сартам. Ведь сарт-калмыки или калмаки (по-киргизски "сарт-калмактар") – малочисленный народ Киргизии. Может быть, отсюда и название деревни? Кто знает...

 

Анастасия Степановна Мельникова, жительница села Кротово, вспоминает:

 

– Родилась я в Усть-Лотовке. Мой отец Степан Барабанщиков был председателем первого колхоза "Верный путь". Ту часть улицы, на которой мы жили, в народе называли Дюряжка, а другую часть – Москва. Откуда взялись эти названия, сказать не могу. Знаю, что жили когда-то в деревне субботники. Руководил ими Егор Усольцев. У моего деда Макара сын Михаил принял эту веру. У них были свои порядки, собирались вместе, совершали обряды, а субботу считали святым днём. Отец не смог принять религию сына и выселил его из деревни. Михаил с семьёй, а у него уже было тогда трое детей – Яков, Степан и Федора – уехал в Казахстан, но от веры не отказался. По рассказам родных знаю, что там, в Казахстане, он организовал общину субботников. Раньше в Усть-Лотовке была часовня, круглое здание с круглой крышей, в которой крестили младенцев и отпевали умерших. После революции в часовне оборудовали маслобойку и стали делать конопляное масло. Командовал маслобойкой Бакшеев. Я помню, как мы, ребятишки, туда бегали. По кругу ходила лошадь – крутила жернова, масло текло по жёлобу в ёмкость, а жмых оставался. Мы этот горячий жмых ели. Казалось, что нет ничего вкуснее. Позже маслобойку закрыли. Сейчас и здания этого уже нет. Ещё помню – в одной избе стоял большой, высокий ручной сепаратор. В эту избу носили молоко, заливали в сепаратор, а крутил его слепой человек, звали его Николай Плесовских. Сливки увозили в Кротово на маслозавод, перерабатывали на масло, – рассказывает селянка. – Говорят, когда-то давно жили в Усть-Лотовке выходцы из Средней Азии. На это указывает старое название деревни – Сартам. Хоронили их отдельно от русских, на своём кладбище. Усть-Лотовских раньше увозили на кротовский погост, теперешнее кладбище появилось во время войны.

 

В архивных материалах Тобольской епархии есть информация о появлении сектантов на территории Ишимского уезда. Из исследования В.Ю. Сафронова, О.А. Фефеловой, Н.Н. Силина "Деятельность русской православной церкви после принятия правительствующего указа 17 апреля 1905 года": "Предрекаемое тобольскими миссионерами нашествие сектантов проявило себя появлением в 1909 году баптистов в Ишимском уезде, в деревне Усть-Лотовка Кротовского прихода. Секту организовал ссыльный Мартынов, который ранее попал в Сибирь за свои религиозные убеждения. Ему удалось привлечь на свою сторону 4 семейства. Но когда он попробовал вести пропаганду в соседней деревне Вилково, то потерпел полное поражение. Крестьяне предложили ему покинуть деревню, угрожая в случае отказа применить ту же меру, что применяют к конокрадам, то есть побить, не обращаясь к официальным властям".

 

Продолжение следует



Поделиться:

Другие материалы рубрики Общество

Губернатор Тюменской области поздравил с Международным днем семьи

Александр Моор поздравил семей региона: «Поздравляю вас с Международным днем семьи! С …

В Тюменской области запустили необычный челлендж

Экологический челлендж, который стартовал в городе Ялуторовске, набирает обороты. Символ челленджа стала экосумка, сшитая коллективом Южного управления регионального оператора – её участники передают по цепочке из рук в руки вместе с полезными знаниями.

Впереди марш-броски и метание гранат

Российская армия в настоящее время переживает одно из лучших времён в своей истории. Престиж Вооружённых сил высок, и молодые люди активно пополняют ряды военнослужащих. Положительное отношение к армии помогают формировать и такие мероприятия, как День призывника в России, который для аромашевских новобранцев состоялся 5 мая.

Аромашевцев приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе "Многоликая Россия"

В Республике Татарстан в 2021 году объявлен традиционный Всероссийский журналистский конкурс.