Некоторое время назад в газете "Слава труду" были опубликованы статьи "Дыхание старины глубокой", "Крестьяне Великой Сибири" и вышел в свет проект "Летопись района пишем вместе". Продолжая тему, в том числе освоения земли Сибирской, решила написать о своей некогда большой и богатой деревне Большой Кусеряк, о традициях, укладе жизни предков, православной вере и её служителях. В моём рассказе — архивные данные. Факты, воспоминания односельчан сольются в одно целое, свидетельствуя о той "ранней" жизни.
В 1869 году деревня уже больше походила на село. Насчитывалось 92 дворовых хозяйства. В каждой семье 8-10, а то и больше человек, в некоторых доходило до 25 домочадцев. Под одной крышей уживалось 3-4 семьи. Сыновья, женившись, оставались под "крылом" отца до тех пор, пока не отстраивали себе дом или избу. Почему, думаете, ряды домов стали называться улицей? Потому что жильё сыновьям ставили напротив отцовского "лицом к лицу", отсюда и появилось слово "улица". Проживало в деревне 534 человека, мужского пола 299 души, женского – 235. Деревня приписана к участковому кварталу № 3 Ишимского уезда, от округа отдалена на 182 версты. Деревня построилась на почтовом тракте, идущем из Омска на Тобольск. Местные коренные народы называли деревню на свой лад "Кисеряк". В версте от неё стояла почтовая станция со сменами лошадей, трактиром, сравнительно небольшим постоялым двором, жилыми избами для обслуги. В 1875 году при почтовой станции проживало 79 членов ямщицких семей. При постоялом дворе имелись даже "чёрные" баньки. Баня по-чёрному наполовину была вырыта в земле. В ней ставили печь-каменку без дымохода, при топке такой печи весь дым выходил в отдушину (небольшое отверстие в стене бани) или через открытую дверь. В ней было очень жарко, стоял настоянный дух веников. Считалось, что попариться в такой бане полезно: выгоняло весь недуг из тела.
В последующие годы село и станция слились в одно большое поселение. Протяжённость главной улицы села была около 4-х километров. Называться стало Кусерякским обществом, относилось к Кротовской волости. В это время Кротово было больше всех близлежащих деревень по числу жителей и количеству дворов. Но это не значит, что Кротово появилось раньше (документально подтверждено), просто в этот населённый пункт шло целенаправленное переселение людей из других уголков России. А вот судя по архивным данным, Новоберезовка в 1880 годы состояла из 98 жителей, и переселенцы были не только из Белоруссии.
Вернёмся в середину XVIII века. Построился Большой Кусеряк в окружении трёх рек: Балахлея, Камбалы, Кусерячика. Собирая историю своей деревни, долгое время размышляла о том, как появились названия речек. Версий много, только про одну Камбалу все говорят одно и тоже. Одна пожилая женщина рассказала услышанное от своего деда: "Река Балахлей слыла многоводной с крутыми берегами, перекатами и бездонными омутами. Водовороты закручивали глубокие воронки и тянули на дно, люди тонули. Уходя вглубь, воронки хлюпали. Играя на перекатах, вода как будто пела, издавая звук бала-бала-бала. На реке стояли мельницы, скатываясь с огромных деревянных колёс от воды слышалось хлей-хлей. У реки не сразу появилось название "Балахлей", именно жители Большого Кусеряка дали ей такое название". Речка Кусерячик в переводе с татарского – "Большой малыш", действительно, в летнее время становилась мелкой – "водицы в ней воробью напиться", а вот во время паводка весеннею порою речка-малышка бушует многоводьем, поражая своим размахом. Разливается побольше Балахлейки. Да и понятно почему: своё начало берёт с Тавинского болота, а оно вытекает из Северного болота, которое не счесть метражом. Если судить по словам старых охотников, Тавинское же более 50 километров протяжённостью будет. Какая же масса талой воды "попадает" в реку. Правда, меткое название: в паводок – большой, летом – малыш. Заходит весной в Кусерячик рыба – щука, окунь, плотва. Идёт вверх по реке, в самую её "вершину". Вода спадает, и нет ей хода назад, остаётся в малых омутах. Всё лето селяне балуются рыбицей.
Работая с архивами, всё больше склоняюсь к тому, что очень много было в Ишимском уезде ссыльных и каторжного люда. Предполагаю, что основателями деревни были не только казаки с Дона и ямщики, но оседали здесь и "лихие" люди. Бытует мнение, что река Камбала изначально называлась Кандалой. Через деревню шли этапированные ссыльные, гнали каторжан, закованных в кандалы, "варнаков" – людей, осуждённых за серьёзные преступления. Останавливаясь в тени маленькой речушки, бьющей ключами, отдыхали, испив вкусной родниковой водицы, омывали уставшие ноги. До настоящего времени вода в реке чистейшая, холодная, студёная, даже в летний зной. Вкусовые качества у неё отменные, особенно ароматным получается чай из речной водички, заваренный с травами. Как-то посетитель клубного музея по окончании экскурсии заметил, что Камбала не Кандала вовсе, а называлась так из-за местного охотника Камбалинского. Не стала оспаривать чужое мнение, боясь ненароком обидеть человека, просто появился ещё один стимул работать над историей моей малой родины. Да, река берёт начало из болота. Из воспоминаний учителя начальной школы С.Н. Мингалёва: "Действительно стояла на болотах избушка охотника Камбалинского. Заготавливал он шкуры пушных зверьков для заготконторы. Родом он был из Омской области. Но всё это происходило намного позднее, в уже послевоенное время, изначально река называлась Кандалой". Многое ещё разгадывать и разгадывать. Возможно – это красивая легенда, возможно – действительность.
По "Списку населённых мест Тобольской губернии" от 1912 года, в Кротовскую волость входило восемь обществ: Балахлей, Богословка, Кусерякское, Вяткина, Малоскарединское, Овсовское, Вилковское, Усть-Лотовка. В архивных документах деревни так и числились, уже позднее их названия немного изменили.
Первым губернатором Тобольской губернии (1668 год) являлся Матвей Петрович Гагарин. Митрополитом Тобольска и всея Сибири служил Каприян Старорусенков. Православные церкви того времени, а именно деревенские деревянные, построенные топором с любовью и теплом. По архивным данным, в Большом Кусеряке церковь была возведена в 1879 году, а возможно ещё раньше. Рубленная венцом, в ту пору мужики умели правильно топор в руках держать, без единого железного гвоздя, только с помощью деревянных "стрючков", она завораживала своей простотой, от церкви веяло благодатью божией. Икон в ней находилось великое множество – рукотворных со светлыми ликами. О церкви долгое время хранили добрую память наши бабушки и мамы. Священник Анин Кузмич Горизонтов, закатав рукава своего одеяния, пахал землю, сеял зерновые, носил сено, делал всю крестьянскую работу. Рубили дом, он брал топор и помогал мужикам. Его за это уважали все селяне в приходе. Прослужил с 1879 по 1903 год. Земли церковной в селе имелась 1 десятина, усадебной – 3, пахотной – 29, степной – 45 десятин. Церковные земли располагались за 8 вёрст от села. Церковный капитал – 300 рублей. В приходе было два служителя церкви: священник и псаломщик, жалованья получали 300 и 100 рублей соответственно. Просфоры приносят доходов от прихожан – 24 рубля в год. Дома для священнослужителей построены прихожанами на общественных землях. С 1894 года была открыта школа грамоты, переименованная в 1900-м в церковно-приходскую. Заведовал Дмитрий Петрович Лебедев, окончивший духовную семинарию. Учительницей была Екатерина Николаевна Свинцова. В разное время священниками служили: Дмитрий Петрович Лебедев, Андрей Афанасьевич Плахинский – в 1904 году, похоронен в Русаково. С 1914 года служит священником Андрей Афанасьевич Калюжный. Об этом священнослужители старожилы рассказывали, что был он охоч до женского пола, за то был бит бабьими коромыслами, силён был и вина мог крепко выпить, и не валило его с ног зелье окаянное. По одной версии он в дальнейшем ушёл с семьёй Акима Родионовича Кандратьева с армией Колчака, по другой – незадолго до 1920 года был изгнан в мужской монастырь. Над биографией батюшки Колюжного я продолжаю работать, не хочется верить, что он "был в миру" не очень хорошим человеком. Священник Калюжный – последний служитель нашей деревенской церкви. На протяжении существования прихода псаломщиками служили: Анатолий Иванович Петропавлов – 1911 год, Дмитрий Михайлович Рогозин, Ревягин Василий Родионович, Наумов Иван Петрович – в 1908 году, похоронен в Кротово. В Кротовской волости находилось всего две церкви: в Кусеряке и в самом Кротово. В Большом Кусеряке сначала стояла часовня, с 1820 года. В Балахлее была построена часовня. Церковь построена во имя Николая Чудотворца, 19 декабря отмечали престольный праздник. В 1908 году возведена вторая церковь во имя Спасителя Николая Угодника, также построены дома для священнослужителей на общественные деньги прихожан, рядом с церковью. В ней обвенчалась лишь одна пара, ночью строение сгорело. Ни один из домов, стоящих рядом, не пострадал. Селяне решили, что по приказу купца Кондратьева произошёл этот поджог. Какую он имел от этого выгоду – тайна. Большекусерякская церковь называлась Николинским приходом, в него входили: Балахлей, Ашлык, Новоберезовка. Прихожан насчитывалось всего 2848 душ. Мужского пола – 1440, женского – 1408 душ. Дмитрий Петрович Лебедев очень усердствовал обучению детей грамоте, оплату денежкой брали с зажиточных крестьян, с остальных спрашивали "натурой" – продуктами. Имелись в переводе на современный язык "бюджетные" казённые места для особо одарённых детей. В 1913 году Николинский приход прикреплён к Архангело-Михайловскому Кротовскому приходу. Все православные храмы нашей местности относились к Тобольской епархии, расстояние от Консистории – 204 версты. В Тобольских архивах все данные сохранены. Усопших хоронили на местном погосте, даже из деревень, входящих в приход. Из семей священнослужителей – в ограде церковной у часовни, стоявшей в уголке. Есть у нас татарское кладбище, давным-давно забытое, местные жители ещё помнят о нём, в настоящее время остались одни бугры, на нём всегда буйно цветёт "татарское мыло", полыхая красными бутонами, да разросся иван-чай.
Школа находилась напротив церкви, окнами на юг. Здание двухэтажное с белыми ставнями. На первом – учебные комнаты, на втором – жильё для учителей. Педагоги своё хозяйство не вели, не принято было. Их селяне уважали, здоровались, кланяясь, "шли за светом". Традиция уважительного отношения в сельской местности к учителю сохранилась до сих пор.
Большое значение имел тракт, по нему шёл сухопутный путь в Китай. Строительством дороги руководил Бабинов, личность интересная, пока неразгаданная мною. Легенда гласит: влюблён был в молодую красавицу-крестьянку… У тракта много названий – Екатерининский, Государев, Иркутский, Сибирский, Бабиновский. При его строительстве много умирало людей от тяжёлого непосильного труда. Проезжая по тракту, видя его ширину и глубокие рвы по краям, думается о том, что наверняка не одна загубленная душа лежит, захороненная без ладана и отпевания.
С 1812 года вышел царский указ, разрешая купцам 3-й гильдии торговать за границей. Торговали пушниной и иным товаром. Были ли у нас такие купцы – данных не найдено. На сколько известно, купец Кондратьев рангов, как и купеческого звания, не имел. Здесь ещё есть над чем работать. По рассказам прабабушки Матрёны Павловны Глазовой (год рождения 1859-й), прожившей 105-107 лет, она "плавала" с мужем на большом пароходе в Китай – торговлю вели, как смыло её за борт во время шторма, как хоронила своих умерших новорождённых сыновей в море. Вспомнила долгожительница и как какая-то богатая дама подарила её диковинной ткани на платье. Прабабушку я не помню, умерла незадолго до моего рождения. Помню о ней из рассказов бабушки и мамы, а жаль, сколько бы можно было узнать интересного.
Боготворили наши предки землю Сибирскую, богатую урожаями зерна, дикоросами да рыбой разной. Несколько километров от деревни есть озёра, в настоящее время не относящиеся к нашему району. В "Лебяжье" или "Липняке" до сих пор стоят вековые липы, а аромат какой, когда они цветут, не пересказать словами. В пору перелётных птиц, осенью, воды не видать от благородной птицы – лебедя. Да и весной они гнездятся по берегам, выгоняя всю остальную птицу от воды. "Семискуль" – дом семи ветров, стоя на берегу, чувствуешь дуновение ветерка со всех сторон. Прислушаешься в тихое вечернее время и услышишь тихий свист ветра над водой. Там всегда шалит, играя, листовой ветерок. Непередаваемое чувство восторга. Хочется вернуться туда ещё не раз. "Курган" – в своё время вокруг были возвышенности, небольшие курганы, возможно рукотворные, оставшиеся с татарских, ханских времён. Есть несколько версий возникновения озера. Расскажу об этом позднее. У каждого озера стояло поселение из одного, двух или нескольких хозяйств, как правило, очень зажиточных. Люди отделялись своими семьями, кто-то просто выбирая полюбившееся место, мечтая о богатой сытой жизни. На тот момент существование заимок являлось нормой, шло освоение земли Сибирской. Из них в дальнейшем образовались деревни, сёла, поселения. Да и тракт проходил совсем рядом, примерно в 1-2-х километрах. Населённые пункты росли как грибы после дождя, через 6-8 км друг от друга стояли, а по краям просёлочных дорог расстилались поля с зерновыми культурами, коноплёй, льном. В огородах кроме картошки росли репа, капуста, морковь, подсолнухи и многое другое. Много крестьянин трудился на земле. Изначально подсолнуха в большом количестве не садили, так для забавы мальцам да девкам.
Позднее появилась деревня с названием Малый Кусеряк, появилась в какой-то мере благодаря Большому. Было это так: поссорились братья, крепко поссорились, чуть до душегубства не дошло. Разделил отец живность и виноватым приказал покинуть село. С ними поехал и отец, понимая, что на новом месте сыновьям нужна его помощь. Облюбовали высокое место вверх по реке Кусерячику, построили и основали деревню. К осени стояло уже более 20 дворов. Но лесной пал, пришедший со стороны степных покосов (замысок) сжёг почти всю деревню. Погоревали крестьяне, да и отстроили деревню заново, переместив её ближе к речке. Выкопали с другой стороны "копани" – пруды, оградив тем самым себя от степных пожаров. Степями в нашей местности называли огромные пустоши, на них всегда заготавливали сено. Копани же существуют до сих пор, теперь они заросли, превратившись в болота. Некоторые в советское время засыпали, и там давно растут берёзы да кусты. Деревни дружили, ездили на праздники, женились, крестили детей. Устраивали продовольственные ярмарки, которые проводились на центральной площади села, возле купеческого дома. Помогали друг другу, собираясь в "помочи" при строительстве домов. Да и братья спустя время помирились, преклоняясь перед мудростью отца. Деревня Малый Кусеряк стояла красивая, ровные ряды домов с прямыми улицами и проулками. В настоящее время ничего не напоминает о её существовании, развалины давно сгорели от лесных пожаров, вот разве на кладбище остались три могилки, да школьный сад шумит листвою в три обхвата старых берёз. Жалко и грустно! Бывая в тех местах (там всегда много ягод и груздей), чувствуешь энергию просторов, там хочется летать. А вот природа моей деревни, особенно осенью, завораживает, очаровывает багряной красотой.
Сколько бы могло появится ещё деревень и сёл? Кто знает? Но… Сменился строй, ломая судьбы, коверкая жизни людей, разрушая деревни. Со временем новые заимки, посёлки разъехались. Кого-то заставили принудительно, кто-то сопротивлялся из последних сил. К 30-м годам прошлого столетия на озёрах остались рыбачьи избушки да охотничьи лабазы. Чуть раньше в 20-е появился сельский совет, в состав которого входят: Большой Кусеряк – 227 хозяйств, 1078 человек жителей славянской национальности и 10 – татарской; Кочковатовский посёлок – 6 хозяйств, 28 человек; Сухолланский – 11 дворов, 61 человек; Лосиная грива (Михайловский) – 10 хозяйств, 90 человек селян. Всего в сельский совет входило 262 двора, 1257 жителей. В деревне работали две мельницы – ветряная и водяная, обе стояли на реке Балахлей. Водяная мельница – возле "Красного Яра", ветряная – на безлесом месте, на слиянии рек Камбалы и Балахлея. Были в те времена пивная лавка, хлебные и скобяной магазины, 3 кузницы, молоканки, завозни (зерносклады), скотный двор, пожарный пост. На пожарном посту несли службу селяне по фамилии Мельниковы, сменяя друг друга. Последним работал Иван Михайлович Мельников. В 50-х пост упразднили. При молоканках имелись несколько ледников для хранения молочных продуктов. Была построена просторная конюховка с толстенными деревянными штырями для просушки хомутов и конной упряжи. Долгое время заведовал ею Степан Фомич Токмин. Там же "ладили" конскую сбрую. Конюховка располагалась в ограде конного двора. Это была крепкая просторная изба, брёвна её до черноты были промасленные дёгтем. Обрабатывали брёвна для защиты от жучков короедов и гнили. Дёготь жгли за деревней, его хватало с избытком. Коней доходило до доброй сотни. Кроме телеговых рабочих лошадей держали выездных для местного руководства и особых нужд селян, например, на конях ездили выкупать невесту. Сбруя на такие случаи украшалась кистями и бубенцами, блестящими заклёпками. На конях возили почту и хлеб из Новоберезовки. К слову сказать, хлеб знатный, славился на всю округу. Телеги, брички, тарантасы, коневые санки, розвальни за всеми следили конюх с помощником. Жизнь налаживалась, но это была совсем другая жизнь, порою намного лучше прежней, но опять разрушились уклады, устоявшиеся веками, традиции. Православные праздники отмечали не с играми да забавами, а с застольями, порой драками и с какой-то необъяснимой злобой друг к другу. Редкие по своей красоте иконы летели в печи и костры. Что-то наши бабушки сумели припрятать. Помню у бабы Нюры Беловой икону, написанную на толстой дощечке, немного закопчённую, но со светлым ясным ликом. Она сохранилась от той "ранешной" жизни. Скинули колокол, затем куда-то увезли. Церковь ещё стояла, бередя души и принося боль православным людям. И даже в ней, полуразрушенной, женщины по-тихому, на свой лад причащали детей, без батюшки и колокольного звона. В ясном голубом небе уже на много вёрст вокруг не слышался благоговейный звон колоколов. Разруха и хаос поселился в душах людей. Брат шёл против брата. Только бабушки и бегали в церковь, моля о прощении, пока в 1938 году её, а вернее остатки, не перестроили в сельский клуб с избой-читальней. Мой отец рассказывал, как бабушка Авдотья Кирива грозила им вслед, приговаривая: "На костях церковных пляшете и поёте, книжки бесовские читаете, не боясь греха". И тут же крестила нас, щурясь, подслеповатыми глазами, плакала и поклоны била. Мы совсем не большие спрашивали: "Почему она их крестила?". Отец говорил, что, ругая их, она ещё и милости у Бога для людей просила. Крестила с добром и покаянием.
Многих красивейших деревень не стало: разъехались кто куда, не одно поколение ушло в мир иной, прожив веху отпущенной жизни. В некоторых деревеньках, таких как моя, ещё теплится жизнь, как зажжённая лампада в красном углу. Слава богу, наш народ вернулся к православию, восстановлены многие храмы и церкви. Возрождаются традиции, истоки. Сохраняется память. Часто думаю о том, что наши бабушки умели рассказывать о прошлой жизни, а мы многое не помним. И вот, когда память детства выхватывает одно за другим события давних лет, рассказываю своим детям и внукам об истоках. Радует то, что они садятся рядышком и слушают, затаив дыхание, как слушали мы, и на душе становится теплее. Жить будет память, ещё как будет! А жизнь не должна стоять на месте. Мой рассказ ещё не закончен, берегите себя и ждите продолжения...
Другие материалы рубрики Общество
С учениками начальных классов провели беседу по пожарной безопасности
В филиале МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого» Юрминская СОШ для ребят с 1 по 4 классы была проведена беседа «Электробезопасность в школе, дома и на улице» в целях пожарной безопасности.
Тюменская область вошла в десятку российских регионов с наиболее высоким спросом на психологов
Тюмень, 26 ноября 2024 года. Аналитики hh.ru, российской онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников, проанализировали, как изменился спрос на этих специалистов за последние пять лет в России и Тюменской области, а также — в каких психологических услугах больше всего нуждаются российские работники.
Мобильное приложение "Радар.НФ" поможет населению обнаружить беспилотники
Общероссийским народным движением «Народный фронт "За Россию"» разработано мобильное приложение «Радар.НФ».
В селе Новоберезовка торжественно открыт памятный стенд
21 ноября на территории Новоберезовского сельского поселения в рамках всероссийского народного проекта «Лица Героев» при поддержке всероссийской политической партии «Единая Россия» и министерства просвещения Российской Федерации торжественно открыт памятный стенд Героям-землякам.