В 1928 году в Аромашевском районе, как и по всей стране, началась коллективизация. Первой в Ишимской группе районов коммуну "Красный Октябрь" организовали в деревне Вилкова, её председателем стал Д. А. Артёмов. Она существовала до 1931 года, затем была реорганизована в колхоз.

 

Документ, хранящийся в районном архиве, говорит о том, что, по данным на 5 мая 1933 года, на территории Кротовского сельского совета работали три колхоза: "Красный охотник", "1-е Мая" и "Красный Октябрь". В 1933 году в Кротово создаётся промартель "Пищевая индустрия" со швейным, сапожным, мукомольным, колбасным и крахмальным цехами.

 

В 30-е годы в стране начинаются гонения на церковь, происходят массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей. Президиум ВЦИК создаёт комиссию по делам культов для рассмотрения жалоб по церковным делам, но это была лишь видимость. Давление на церкви со стороны местных органов власти усиливалось.

 

Из государственного архива Омской области:

 

"Заявление верующих села Кротово Аромашевского района в комиссию по делам культов при ВЦИК СССР о притеснении их со стороны местных властей.

 

с. Кротово. 28 февраля 1935 г.

 

В постоянную комиссию при Президиуме ВЦИК по вопросам культа. Председателя Кротовской религиозной общины Шершнева Гаврила Прокофьевича, члена приходского совета Литвинова Савелия Ивановича.

 

Настоящим просим третий раз означенную комиссию оказать содействие нашей общине, если возможно, а если уж невозможно, то сообщите... и мы не будем Вас затруднять.

 

Наше прошение нижеследующего содержания, а именно:

 

1. Директор овощехранилища тов. Артёмов вырыл котлован для ссыпки картофеля в расстоянии 20 метров от церкви. Глубиной до 3 1/2 метров, а церковь имеет огромное здание, сооруженное из кирпича в 1918 году.

 

2. Нарушили ограду без ведома общины. Сдатчики картофеля вязали за скобы церкви лошадей. Угадили кругом навозом, сеном и соломой, а что будет дальше весной? Будет штраф за штрафом за несоблюдение гигиены, когда кругом по колено загажено. Конечно, цель директора прилепить котлован к церкви. Первый шаг отобрания церкви под овощехранилище.

 

3. 18 января преподнесён штраф в сумме 100 рублей за нарушение противопожарных правил, не указав, какие нарушены правила.

 

4. В августе Кротовский с/с предложил поставить 4 бочки с водой. Это было выполнено, а когда уничтожили ограду, то ихние же шакоемовцы побили бочку в пух и прах, а теперь преподнесли 18 числа 100 рублей штрафа за нарушение противопожарных правил и требуют полного ремонта церкви.

 

Действительно, от ремонта мы не уклоняемся, но спросили бы с/совет: есть ли материалы и где их приобрести, когда они на хлебосушилки раскрывали дома? Надо спросить: кто же достанет для церкви цементу, извести и стекла?

 

На все изложенные нами вопросы просим разъяснения по адресу: Кротовское п/о Аромашевского района Омской области".

 

Это заявление пересылается из Москвы в Омскую областную комиссию по вопросам культа.

 

"Запрос постоянной комиссии по вопросам культов при президиуме ВЦИК СССР в Омскую областную культкомиссию относительно жалобы верующих села Кротово Аромашевского района.

 

г. Москва. 10 апреля 1935 г.

 

Направляется Вам жалоба Кротовского религиозного общества Аромашевского района на притеснения по отношению к ним со стороны местных органов власти, выразившиеся в сломе церковной ограды, рытье около церкви хранилищ для овощей, грозящих опасностью для здания церкви.

 

Просьба к Вам проверить настоящую жалобу. О Вашем решении сообщите нам и заявителям.

 

И. о. ответственного секретаря СЕЛЕЗНЁВА.

 

Разумеется, жалоба верующих не подействовала. В апреле в Кротовский сельсовет из Омского облисполкома пришёл ответ-отписка на письмо верующих.

 

Ответ Омской областной комиссии по вопросам культов на жалобу Кротовской религиозной общины.

г. Омск. 20 апреля 1935 г.

Кротовскому сельсовету Аромашевского района.

 

В Омскую областную комиссию по делам культа поступила жалоба Кротовской религиозной общины.

 

Просим сообщить жалобщику, что жалоба рассмотрена быть не может впредь до оплаты жалобы госпошлиной в сумме 10 руб. Коме того, взыщите с жалобщика госпошлину в сумме 3 руб. за наш ответ.

 

Отв. секретарь комиссии по делам культа В. КАЛУГИН".

 

Храм ждала печальная судьба. Творя беспредел, власти были совершенно спокойны, они знали, что подобные действия поощряются "сверху". Всё, что требовалось от государственных органов, это грамотно оформить документы, чтобы соблюсти видимость "законного" закрытия храма.

 

Из архивного документа:

"Выписка из протокола № 4 заседания Омской областной областной комиссии по вопросам культов при президиуме облисполкома.

 

г. Омск. 16 августа 1935 г.

Присутствовали: 1. Двуреченский. Облпрокуратура. 2. Юрмазов. НКВД. 3. Калугин. Отв. секретарь комиссии. 4. Танкилевич. Оргбюро ВЦСПС.

 

Повестка дня: 1. Рассмотрение постановлений президиумов райисполкомов о ликвидации церквей. 2. Рассмотрение жалоб.

 

Слушали: 1. О ликвидации церкви в с. Кротово Аромашевского района.

 

О ликвидации церкви возбуждено ходатайство абсолютного большинства населения Кротовского и Овсовского сельсоветов. Кроме того, церковь по прямому назначению не используется второй год и технической комиссией в сентябре 1934 года признана к эксплуатации негодной.

 

Постановили: Внести в президиум облисполкома следующий проект постановления: учитывая, что здание Кротовской церкви по прямому назначению не используется и технической комиссией церковь к дальнейшей эксплуатации признана негодной, а также учитывая ходатайство абсолютного большинства населения Кротовского и Овсовского сельсоветов, постановление президиума Аромашевского райисполкома утвердить, церковь в с. Кротово закрыть и передать её в распоряжение Кротовского с/совета для использования под клуб.

 

Кротовскую церковь закрыли. Протесты верующих ни к чему не привели, на них никто не обращал внимания. Иконы и церковные книги свалили в сельсоветский сарай, затем порубили и сожгли. Несколько икон были спасены отцом и сыном Березовскими.

 

Из воспоминаний Василия Березовского (из архива Кротовского школьного музея): "Храм в Кротово закрыли и сразу начали грабить. Подогнали повозки, стали выносить иконы, книги церковные. Напротив нынешнего клуба было здание Совета, а при нём большой сарай. В него всё и свалили. А сторожем поставили моего отца. Он поздно ночью разбудил меня и сказал: "Вставай, Вася, пойдем, поможешь мне. Я выбрал самые главные иконы, – сказал он Василию, – надо их спасать". Вдвоём с отцом мы ходили в сарай дважды. Всё, что принесли, спрятали на сеновале".

 

В бывшем храме устроили склад запчастей, а после – зернохранилище. Старожилы рассказывали, что те, кто разгромил церковь, по разным причинам погибли.

 

Главную икону из разрушенной церкви в 1947 году Николай Петрович Березовский передал сыну Василию. Будучи уже в преклонном возрасте Василий Петрович передал икону в приход села Сорокино.



Поделиться:

Другие материалы рубрики Общество

Подарки ветеранам, концерты, выступления "фронтовых бригад": День Победы отметят в каждом уголке Тюменской области

Тюменская область готовится отпраздновать 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …

Больше, чем цветы: тюменцы присоединятся к акции "Красная гвоздика"

В апреле на территории региона стартовала Всероссийская акция «Красная гвоздика», направленная на сбор средств для ветеранов Великой Отечественной войны, а также участников других боевых действий. Инициатива соответствует основным направлениям национального проекта «Демография».

Тюменцев всех возрастов приглашают на областной форум "Семья"

Образовательные и интерактивные площадки, мастер-классы для детей и родителей, индивидуальные консультации специалистов, шоу-программа и подарки участникам – всё это в рамках одного мероприятия.