Судьбы малых деревень похожи на людские: рождение, становление, старость... Из таких и деревня Иванова.
Без деревни в России –
Всё равно, что без Родины…
Н. Рачков
Для сельского жителя, такого, как я, родина – это зелёные просторы, невысокие домики, которые не закрывают синее небо, тонкая полоска реки с редкими рыбаками, пасущиеся кони, запах скошенной травы.
Моя родина – это деревня Иванова. Среди девяти из оставшихся её домиков есть и наш. Семь его окон выходят на берег реки. Глядя в них, видишь летом далеко зелёные луга, а зимой – снежное поле и дым из труб близлежащего села. В деревне сегодня остались десять жителей. Среди них есть очень интересные люди. Например, местный киномеханик – Нина Фёдоровна Ражева. Теперь она на пенсии, а раньше ездила и показывала фильмы в разных деревнях. Семья Ларисы Васильевны и Владимира Александровича Поповых, которые, вернувшись в деревню в 1994 году, занялись развитием личного подсобного хозяйства. Новые жители теперь уже не приезжают: молодых семей в деревне нет. Да и вряд ли будут: работа и современные условия для жизни отсутствуют. Даже дорога до нас грунтовая, в дождь здесь непролазная грязь.
Чем же для меня привлекательна малая родина?
Во-первых, тут много красивых мест, тихо и спокойно, нет суеты. Здесь чувствуется величие природы, и, кажется, замедляется ход времени. Как и раньше, растёт огромный тополь, висит ржавый пожарный круг, из колодца можно в жару набрать чистой холодной воды, слышен гогот и шипение гусей, пасутся кони. Во-вторых, у меня здесь есть любимые места. Одно из них – развалины старой фермы. В детстве мы тут часто играли, представляли, что это развалины замка, находили разные предметы, представляли, что это клад. Ещё люблю полянку возле тополя. Мы здесь строили домик, проводили большую часть дня в играх, разжигали вечером костёр, а когда темнело, рассказывали друг другу страшные истории. Потом наш домик сгорел, ребята разъехались, а я выросла, но по-прежнему люблю это место у высокого старого тополя.
Жизнь идёт – всё меняется. Раньше в деревне были: магазин, ферма, начальная школа, клуб. Теперь Иванова, как старый человек, тихо доживает свои последние годы.
Изучая материалы по истории родного края, я с огорчением обнаружила, что нет точных данных об основании деревни. Несомненно, всё связано с историей Аромашевского района, близлежащих сёл Сорочкино и Русаково.
В конце XVI-начале XVII века началось активное освоение сельскохозяйственных районов юга Тюменской области. В 1770-1780 годы возникло село Аромашево. Можно предположить, что наша деревня образовалась в XIX веке, примерно в 1850-1860 годы, а, может, чуть раньше. По проводившейся в конце XVIII века ревизии в Аромашевской волости числятся 15 населённых пунктов, а в 1812 году – 18, но Ивановой нет среди них. Предполагаем, что она в общий список не попала, так как не считалась самостоятельной единицей поселения, а именовалась выселками, так же, как деревня Батурино, которая раньше называлась Батуринскими выселками. Это вид крестьянских поселений, принадлежащих тому же владельцу, что и основное поселение. Образовывались они в результате межевания и выхода части землепользователей из основного селения. Можем предположить, что первые семьи, отмежевавшиеся от основной усадьбы, носили фамилию, ставшую позже названием поселения – Ивановы. Есть версия, что имя деревня носит в честь трёх Иванов, которые поселились когда-то в этих местах. В советский период в России выселки нередко изменяли свой статус, преобразовывались в посёлки и деревни, объединялись в колхозы, становились отделениями совхозов. В 60-70-е годы прошлого века многие выселки исчезли как неперспективные. Но наша маленькая деревушка перешагнула в следующий век.
В начале XX века в Иванова была построена церковь, а по некоторым данным - часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.
При церкви (часовне) находилась школа, которая называлась церковно-приходской. В ней учились дети зажиточных крестьян из близлежащих деревень. Педагогом была М.К. Елпатьевская, учившая детей письму, счёту, а Божий закон преподавал батюшка Гавриил. Школа существовала до 1921 года. Церковь закрыли в 1928-м, потому что новая власть пропагандировала атеизм, а религию называла "опиумом для народа".
В 1920-е годы партия и правительство ставили задачи по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Были организованы ликбезы, которые вела О.Г. Гультяева (дочь батюшки Гавриила).
В 1949-1950 годы здание церк-ви разобрали и увезли в Аромашево для строительства более важных объектов. Говорят, что этой работой занимались пленные немцы.
Главным занятием крестьянских семей было сельское хозяйство, оно и давало основной доход семье. Кроме этого, они занимались разными промыслами: охотой, рыбной ловлей, ткачеством, сбором ягод и грибов и другим. Практически все мужчины владели плотницким мастерством. Дома строили – "помочь устраивали" – т.е. приглашали для строительства своих односельчан.
Хоть и жили небогато, но было что продать на ярмарке и купить необходимое для своей семьи. Ивановские торжки проходили два раза в год: 8 июля – Прокопьевский и 25 декабря – Рождественский. Съезжались на ярмарку с окрестных деревень крестьяне, мастеровые люди, купцы продавали свой товар.
Жизнь деревни была связана с теми процессами, что проходили в стране. В период коллективизации в 1930 году в Иванова был организован колхоз "Новый путь". После войны, в 1960 году, в период укрупнения колхоз "Новый путь" имени С.М. Будённого (д. Иванова) был реорганизован и стал составной частью совхоза "Русаковский", которым руководил директор Михаил Никандрович Архипов. Новая политика разукрупнения привела к тому, что в 1971 году деревня Иванова вошла в совхоз "Дружба" как Ивановская ферма. В период перестройки совхоз "Дружба", в который входили деревни: Иванова, Новоаптула, Сорочкино, пришёл в упадок и постепенно прекратил своё существование.
Трудные годы пережила моя родная деревня. Людям жилось непросто, но они верили, что, если человек трудится на родной земле, любит её, то сможет пережить все невзгоды.
Россия начинается с таких малых деревень, значит, они должны существовать, чтобы жила наша страна.
Наталья Сухинина, ученица Русаковского филиала Аромашевской школы
Другие материалы рубрики Общество
Определены победители творческого конкурса "Вместе против старения: голос Жизни"
20 ноября 2024 года в рамках проведения отчетного собрания и стратегической сессии Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов прошло подведение итогов первого международного творческого конкурса в поддержку идеи радикального продления жизни людей «Вместе против старения: голос Жизни». Торжественное мероприятие было проведено на базе пространства коллективной работы «Точка кипения – Тюмень» и собрало более полусотни гостей, среди которых были представители креативного кластера, высокотехнологичного бизнеса и научного сообщества региона, лидеры общественных организаций города и области, журналисты, а также множество тюменцев людей, заинтересованных в исследовании возможностей радикального продления жизни.
Житель Тюмени лишился денежных средств при покупке запчастей для автомобиля
В тюменскую полицию поступило заявление от местного жителя 1982 года рождения. Гражданин пояснил, что попался на уловку мошенников при покупке коробки передач для своего автомобиля. Сумма ущерба составила более 35 тысяч рублей.
В Межуниверситетском кампусе областной столицы стартуют строительно-монтажные работы
Очередное заседание регионального штаба по реализации проекта создания в Тюмени Межуниверситетского кампуса провел Губернатор Тюменской области Александр Моор.
Тюменские спортивные клубы стремятся стать лидерами экологической повестки
Команды футбольного клуба «Тюмень», хоккейного клуба «Рубин», волейбольного клуба «Тюмень» и футзального клуба «Тюмень» развернули соревнования за разумное потребление и сбор вторичных ресурсов в экодомах регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТЭО». Игроки и их болельщики соревнуются между собой, пропагандируя полезные экопривычки.