В нынешнем году Аромашевскому району исполняется 95 лет. За этот, в общем-то, небольшой отрезок времени у него накопилась богатая история, которую корреспонденты районной газеты «Слава труду» постараются напомнить нашим читателям, опираясь на архивные документы.

В дореволюционные времена главным строением села считалась церковь. Была такая и в селе Аромашево, первые упоминания о котором появились в XVIII веке. Именно с церковью была связана культурная и просветительская деятельность. В подготовке своих материалов я буду использовать архивные сведения, собранные в ходе историко-этнографической экспедиции, которая проходила на территории муниципалитета в июле 1993 года, а также и документы из архива Аромашевского района.

 

В конце XIX – начале XX веков село Аромашево было центром волостного правления. В нём находился медицинский фельдшерский пункт, производились почтовые операции, и имелось отделение государственной сберегательной кассы. В 1912 году открылось Аромашевское кредитное товарищество. В селе было семь торговых лавок, хлебозапасный магазин, казённая винная лавка, работал маслодельный завод и две мельницы. Во второй части архивного документа "Описание церквей и монастырей Тобольской епархии, Омск 1892 год" на страницах 28-36 говорится о том, что в селе Аромашево в 1836 году была выстроена деревянная церковь на каменном фундаменте во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Другое каменное здание, в котором проходило христианское богослужение, начали возводить в 1883 году, точную дату окончания строительства выяснить не удалось.

 

В воспоминаниях старожилов села – Алексея Васильевича Новикова и Надежды Павловны Ершовой, 1909 и 1924 годов рождения соответственно и Фёдора Яковлевича Лазукина 1912 года рождения, отмечено, что в Аромашево была очень красивая, хорошо отстроенная каменная церковь со звонкими колоколами. В 1891 году при церкви была открыта церковно-приходская школа, а до этого, с 1867 года в Аромашево работала министерская школа.

 

Ф.Я. Лазукин: "Церковь была длинная, и на обе стороны купола и кресты. Колокольня отдельная, 12 колоколов. В церкви шибко хорошо было, всё растащили. Глину на строительство брали за комбинатом, кирпич красный был, гладкий, ровный, по 12 фунтов (4,5 килограмма). Когда колокола затаскивали, леса из-за милиции (старое здание – Авт.) делали. Когда народа много было, колокола легко шли. Я очевидец как её роняли. Её по первости-то красили всю, лестницы деревянные, он на поперечину встанет и красит, красит, народ соберётся, смотрит. Мастеровые выбирали высокое место под церковь, позолоченные кресты и купола её были видны из Балаган".

 

А.В Новиков: "Церковь трещину дала, когда делали, кто делал – не помню, одного помню, по пять кирпичей на себе таскал. Три года проучился в церковно-приходской школе. У попа четыре дочери было, все учительницы. Учили Божий закон, сам поп приходил. Учились по книжкам церковным, их выдавали. Из школы мы в церковь ходили вместе с учительницей".

 

На 160-161 страницах справочной книги, которая хранится в городе Тобольске, приведены данные о том, что в 1908 году штат Аромашевской Покровской церкви состоял из: священника Пётра Иановича Добротовского (48 лет), священника Димитрия Петровича Лебедева (26 лет), на вакансии дьякона – священник Николай Гавриилович Цветаев (26 лет), псаломщика – Евгения Иоановича Трапезникова (49 лет).

 

После грянувшей революции и последовавших за ней смены власти и политических настроений, коренные, разрушительные изменения пришли и в Аромашево. Судьба церкви была решена 12 сентября 1933 года на заседании президиума Аромашевского районного исполнительного комитета Уральской области и уместилась на половинке страницы ученической тетради:

 

"Слушали:

Доклад об использовании пустующего церковного здания, находящегося в селе Аромашево, имея в виду, что с религиозной общиной Аромашевской церквы договор расторгнут, вследствие отказа последней от уплаты задолженности государственных платежей, и после опубликования заявлений от других религиозных общин не поступало.

 

Постановили:

Принимая во внимание отсутствие в районном центре помещения для клуба и требование населения о немедленной передаче церквы под культурное учреждение; постановления общих собраний с приложениями списков с росписями из 1284 человек из населённых пунктов, входящих в состав бывшей религиозной общины: с. Аромашево, д. Балаганы, Валгино, Слободчиков и Б-Скаредная.

 

1. Считать целесообразным и необходимым переоборудование и использование Аромашевской церквы под клуб.

 

2. Просить облисполком о немедленной передаче церквы в полное распоряжение Аромашевского райисполкома для переоборудования на вышеуказанные цели". Подписано председателем райисполкома Дёминым, секретарь Савчинский.

 

В настоящее время для решения подобного вопроса ушёл бы не один год и потребовались десятки различных согласований, а в то время вопросы решались без лишней волокиты. Уже 25 сентября того же 1933 года областная культовая комиссия отправляет Аромашевскому райис- полкому постановление № 6306 президиума Уральского исполнительного комитета "О закрытии церкви в селе Аромашево Аромашевского района". В документе читаем: "Ходатайство Аромашевского райисполкома о закрытии церкви в с. Аромашеве удовлетворить", печать и подписи председателя и заместителя секретаря Уральского областного исполнительного комитета. И одно это предложение дало право местным властям на разрушение. 30 сентября выходит постановление районных властей под № 292, согласно которому создаётся комиссия по закрытию церкви со ссылкой на областное постановление:

 

"Постановили:

Для ликвидации церковного имущества создать комиссию под председательством члена президиума Рика тов. Ковалкина и членов Коровнякова, Шиляева, Пилькина – РАЙФО и Соколова – сельсовет. Обязать комиссию в трёхдневный срок проверить имущество по описи и сдать по принадлежности. Здание церквы передать в аренду Райпрофсовету для использования под клуб".

 

И вот уже появляется смета "На разборку колокольни и над алтарной части, на ремонт ей после разборки и постановки контрофорсов". И на тетрадной странице произведён расчёт какие ямы и какой глубины нужно выкопать, сколько на это будет затрачено человекодней, сколько потребуется скоб, различных гвоздей, кубометров леса и в какую сумму обойдётся ремонт.

 

Вспоминал А.В. Новиков: "Церковь была большая. Разобрали, колокола спустили. Кошёлкин Петро ломал, на улице Комсомольской живёт. Один колокол на половину в землю ушёл, половина выломалась, когда сбрасывали".

 

Конечно же, в то время никакой Комсомольской улицы не было, но видимо запомнился Пётр Алексею Васильевичу, раз он отследил его более позднее переселение.

 

Из воспоминаний Ф.Я. Лазукина: "Я и не представляю, куда всё делось, крестьянин икону никогда не возьмёт, большой грех".

 

Сейчас историческая справедливость восстановлена, и в Аромашево вновь отстроен прекрасный храм, а по архивным данным, в начале прошлого века на территории района их было двенадцать.



Поделиться:

Другие материалы рубрики Общество

В Новоберезовке прошла беседа о безопасности тонкого льда

В Новоберезовском сельском Доме культуры культорганизаторы провели беседу по повышение безопасности детей в период весеннего половодья «Осторожно! Тонкий лед!».

Трудовая династия Панюшкиных — гордость Тобольского ПАТП

Тобольское Пассажирское автотранспортное предприятие образовано в 1959 году. И за 64 года оно прошло огромный путь развития: из маленького подразделения грузового хозяйства до крупнейшего предприятия. За это время здесь сложилось несколько династий. Одна из них - трудовая династия Панюшкиных-Фёдоровых-Копотиловых-Табанаковых. Их общий стаж составляет более 168 лет.

Аромашевские полицейские проведут опрос мнение населения о деятельности полиции

Опросы пройдут в Голышмановском городском округе, Аромашевском и Бюрдюжском районе с апреля по сентябрь.

Александр Моор поздравил с Днем войск национальной гвардии РФ

Уважаемые сотрудники, военнослужащие и ветераны Управления Федеральной службы войск национальной …