В минувшую пятницу, 1 сентября, мусульмане отметили свой самый главный праздник Курбан-байрам, знаменующий окончание хаджа – паломничества в Мекку. По случаю данного события в деревнях Аромашевского района с татарским населением прошли праздничные богослужения.
Курбан-байрам празднуют через 70 дней после другого очень важного религиозного праздника – Ураза-байрам – в десятый день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима (Авраама). Согласно Корану, много веков назад Всевышний послал ему испытание: принести в жертву собственного сына по имени Исмаил. Ибрахим претерпел немало душевных терзаний перед тем, как решиться на столь отчаянный поступок, но проявил покорность воле Аллаха. Он пошёл к сыну и рассказал обо всём, на что юноша ответил: "Отец, если это повеление Всевышнего, то соверши необходимое, я достойно вынесу испытание". После этого они пришли к указанному месту, Ибрахим положил мальчика для жертвоприношения, но в последний момент всемилостивый Всевышний заменил эту жертву животным – ниспосланным с небес агнцем. С тех пор мусульмане начали отмечать Курбан-байрам.
В этот праздник совершается множество других ритуалов, которые символизируют благодарность Богу.
Принято ходить в гости, принимать у себя, угощать вкусными блюдами и помогать малоимущим. В эти дни люди посещают могилы своих родственников и близких, молятся за них и раздают садака.
В день празднования Курбан-байрам нам удалось побывать в нескольких деревнях, где проживают мусульмане. Первым населённым пунктом стали Новые Юрты. Здесь нет мечети, и по сложившейся традиции жители собрались в доме местного имама Даниса Вагапова. Священнослужитель рассказал, что среди верующих, проживающих в деревне, много пожилых, и не все они имеют возможность поехать в мечеть, расположенную в другом селе. Пришли к общему решению: во время больших религиозных праздников собираться в доме имама. На нынешнее очень значимое для верующих мероприятие собралось не менее тридцати человек, в том числе молодёжь и дети. Участники торжества совершили праздничный намаз, во время проповеди имам рассказал об истории Курбан-байрама, прохождении хаджа, о правилах жертвоприношения, без соблюдения которых обряд теряет своё значение. Пожелал односельчанам духовного богатства и попросил всегда стремиться к чистоте помыслов, совершать благие поступки.
В Новых Юртах в этот день состоялся ритуал заклания жертвенных животных. Со слов имама, количество семей, пожелавших принести в жертву барана, достаточно большое – около двадцати. Следует отметить, что данный ритуал должен выполнять совершеннолетний мусульманин, имеющий неоспоримый авторитет в обществе. Запрещается приносить в жертву больное, повреждённое и слабое животное. Мясо разделяют на три части, одну из которой оставляют для семьи, другую отдают родственникам и близким, третью раздают малоимущим. Из мяса принято готовить в основном традиционные блюда, на праздничный стол мусульмане также ставят национальную выпечку, фрукты, сладости.
Праздничные богослужения состоялись в уткарминской, новоуфимской и новоаптулинской мечетях. К сожалению, не во всех из них есть имамы. Жители Уткармы для проведения религиозной службы пригласили из соседней деревни Северная Алексея Фазылова, который в будущем планирует пополнить ряды священнослужителей. За плечами юноши год учёбы в Российском исламском университете в Казани. В ходе завязавшейся беседы молодой человек рассказал, что сегодня до приезда в Уткарму принял участие в намазе, состоявшемся в новоуфимской мечети.
– А здесь в половине первого, когда соберётся народ, проведём праздничный намаз, будет дана хутба, потом последует чтение Корана. После окончания службы состоится праздничное чаепитие, – сообщил юноша.
Алексей также поделился тем, что в настоящее время проживает в родной деревне с родителями. Из-за финансовых сложностей учёбу в университете пришлось на время отложить, но в его планах обязательно продолжить обучение, но уже на заочной основе.
Следующим пунктом назначения стала деревня Новоаптула. Возле сельской мечети наблюдалось заметное оживление: здесь на праздник собрался и стар и млад, все они были в нарядных одеяниях. Через некоторое время сельчане дружно вошли в мечеть, где мулла Рушан Сафиев провёл праздничное богослужение. После окончания службы жители не разошлись по домам, а также, как в Ураза-байрам, стали участниками общего праздничного застолья. Главным угощением стали горячие блюда, приготовленные из мяса жертвенного животного, выделенного семьёй Ф. Кадыровой. Фания рассказала, что много лет живёт в Тюмени, и не всегда удаётся приехать на религиозные праздники в родную деревню, хотя имеет огромное желание.
– На Курбан-байрам стараюсь делать жертвоприношение каждый год. Собраться там вот так, как здесь, конечно, не получается, поэтому мясо просто раздаю людям. А нынче душа моя поёт от того, что я этот светлый праздник встречаю в кругу родственников, близких и односельчан, – радостно поделилась Ф. Кадырова.
Курбан-байрам продлился три дня – с 1 по 3 сентября. В течение этих дней верующие приносили в жертву животных ради Всевышнего, приглашали в свой дом гостей, сами посещали родственников, друзей и близких, дарили друг другу подарки. Праздник наполнил дома верующих татар счастьем, радостью, добром и подарил светлые надежды.
Другие материалы рубрики Культура
Стартовал финальный этап "Культурного марафона"
В России открылась регистрация на финал «Культурного марафона» — ежегодного просветительского проекта для школьников, посвященного культуре и технологиям. До 8 декабря включительно все желающие смогут пройти тематический тест от Яндекса, который подведет итог предыдущих этапов марафона. Для доступа к тесту нужно зарегистрироваться на сайте проекта.
Спецпоказ докфильма "Донбасс. Признанный" состоялся в Ишиме
Студенты и преподаватели Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова обсудили кинопремьеру.
Фонды Ишимского музея пополнились новыми историческими реликвиями
24 предмета пополнили фонды Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова.
Наша односельчанка Ксения Савчук стала Лауреатом первой степени во Всероссийском многожанровом конкурсе
Фестиваль искусств и творчества «Я — Zа Россию!» проходил в заочной форме.